Доклад Мэра Великого Новгорода Ю.И. Бобрышева "О социально-экономическом развитии Великого Новгорода в 2014 году"

В рамках своего доклада, мне бы хотелось акцентировать внимание на основных показателях социально-экономического развития, деятельности Администрации Великого Новгорода по исполнению 42 собственных полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со 131 федеральным Законом и 61 полномочию, переданному областными законами Новгородской области органам местного самоуправления городского округа.

Полный отчет о деятельности администрации в соответствии с утвержденным порядком был направлен в аппарат Думы раннее, в установленные сроки. 

Основными приоритетами работы Администрации Великого Новгорода в 2014 году являлись: стабилизация ситуации в экономике и социальной сфере города, достижение роста доходов населения, повышение доступности и поддержка высокого качества образовательных, социальных услуг, обеспечение реальной поддержки молодых и многодетных семей, развитие массовых форм занятий физической культурой и спортом, повышение доступности жилья и качества коммунальных услуг за счет капитального ремонта жилого фонда, обеспечение приоритета культурных ценностей, прежде всего, в молодежной среде. 

Город, по-прежнему, занимает ведущую позицию в экономическом потенциале области, здесь формируется около 60% прибыли, производится порядка 60% промышленной продукции области, осваивается более 50% инвестиций, по предварительной оценке. Доля городского округа в ВРП оценивается на уровне 65% (по оценке области – 62%). 

В 2014 году на развитии города не могли не сказаться негативные макроэкономические тренды, но большинство показателей социально-экономического развития сохранили свой рост.
Социально-экономический фон за 2014 год характеризовался следующими показателями:

Так, индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям увеличился на 3,0 %, объемы отгруженной промышленной продукции возросли на 14,2 %, оборот розничной торговли – на 7,2 %, оборот общественного питания – на 0,6 %, объем оказанных платных услуг населению по полному кругу организаций (оценка) – на 3,4 %. 
Рост среднемесячной номинальной заработной платы по итогам года составил 105,7 %. Отмечается стабильно низкий уровень зарегистрированной безработицы – по состоянию на 1 января 2015 года уровень безработицы составил 1,24 % (1634 чел) от численности трудоспособного населения города. На 01.01.2015 в центре занятости было 2592 незанятые вакансии.
Безусловно, ресурсный потенциал и его рост являются локомотивом социально-экономического развития, но самым важным и определяющим развитие города на десятилетия вперед является человеческий потенциал – показатели демографии.

По итогам 2014 года отмечается улучшение основных демографических индикаторов, так сокращение естественной убыли населения отмечается на протяжении ряда лет, если в 2008 году этот показатель составлял 1023 человека, то за отчетный период – 252. Растет и рождаемость, за 2014 год родилось 2 714 детей или на 39 ребятишек больше, но показатель смертности по итогам года незначительно вырос (на 21 человек) и этот показатель составил 2 966. 

Миграционный прирост полностью компенсирует естественные потери населения. По предварительной оценке органов статистики численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2015 года составила 221 879 человек и увеличилась на 0,9 % (на 1908 чел.).

В целях улучшения демографической ситуации Администрацией города разработаны и действуют муниципальные программы по улучшению жилищных условий молодых и многодетных семей.

За счет средств 2014 года молодым семьям было выдано 31 свидетельство о праве получения социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а всего за 2011-2014 годы улучшили жилищные условия 238 молодых семей.

Социальные выплаты за 2011-2014 годы составили 132 980,97 тыс. рублей.

В 2014 году социальные выплаты были предоставлены 10 многодетным семьям на общую сумму 16 192,00 тыс. рублей

За 2011-2014 годы улучшены жилищные условия 33 многодетным семьям.

В 2015 году планируется предоставить социальные выплаты 12 многодетным семьям, размер предусмотренных средств в бюджете Великого Новгорода составляет 18 179,00 тыс. рублей. Размер социальной выплаты на одного ребенка в 2015 году составит 371,0 тыс. рублей. 

Кроме того, в соответствии с областным законодательством и утвержденным порядком осуществляется предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам льготных категорий - многодетным семьям, молодым семьям и семьям с детьми-инвалидами. По состоянию на 01.01.2015 в список граждан указанных категорий включено 1790 семей, в том числе многодетных семей – 718, молодых семей – 770, семей с детьми-инвалидами – 302, из них предоставлено 880 земельных участков: многодетным семьям  -356 участков, молодым – 346 участков, семьям с детьми-инвалидами – 178 участков.

Указанным гражданам земельные участки предоставляются на территории Великого Новгорода, а при отсутствии таких земельных участков - с их согласия на территориях иных муниципальных районов Новгородской области.

Великий Новгород по-прежнему занимает лидирующие позиции (1-3 место) среди сравнимых городов – центров субъектов РФ (таких как Владимир, Орел, Смоленск, Псков, Тверь, Петрозаводск) практически по всем основным социально-экономическим показателям в расчете на 1 жителя. При этом значения данных показателей выше аналогичных по области.
Кратко остановлюсь на основных показателях развития реального сектора экономики.

Отмечается положительная динамика темпов роста объемов отгруженной продукции в следующих отраслях промышленности:

  • в производстве пищевых продуктов – 130,4 %; 
  • в химическом производстве – 118,2 %; 
  • в целлюлозно-бумажном производстве – 112,5 %;
  • в производстве машин и оборудования – 112,2 %; 
  • в металлургическом производстве – 112,0 %;
  • в деревообрабатывающем производстве – 107,0 %.

В 2014 году в Великом Новгороде продолжалась реализация 32 инвестиционных проектов на сумму более 77  млрд. рублей.

Общий объем инвестиций по крупным и средним предприятиям за 9 месяцев 2014 года сложился в объеме 13 млрд. рублей, что выше аналогичного периода 2013 года на 10,9%.

В пересчете на душу населения инвестиции составили 59,3 тыс. рублей, что выше аналогичного периода 2013 года на 26,2 %. По Новгородской области среднедушевой показатель сложился в сумме 32,2 тыс. рублей. 

В прошедшем году открывались новые производственные мощности:

  • так открыт новый завод ОАО «НПО Стеклопластик» по выпуску специального стекловолокна используемого при производстве композитных материалов в авиастроении и космической отрасли. Более половины производимой продукции направляется на экспорт; 
  • запущена новая линия по производству рыбной продукции на датском предприятии ООО «А.Эсперсен»;
  • фактически построено и оснащено современным оборудованием новое производственное здание по выпуску трубопроводной арматуры ЗАО «ДС Контролз»;
  • введено в эксплуатацию и оснащено новым инженерным технологическим оборудованием здание системного оператора ЕЭС. 

Действующие предприятия города продолжали свои инвестиционные программы. В обрабатывающих производствах наибольшую долю занимает инвестиционная программа ОАО «Акрон». 

ОАО «НПО «Квант» проводит реконструкцию и техническое перевооружение в рамках федеральной программы по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса РФ. Собственные инвестиционные программы также реализуются в ОАО НПО «Старт» и ОАО «СКТБ-РТ», ООО «Мон дэлис Русь», ООО «Амкор Тобакко Пэкенджинг Новгород» и на других предприятиях. Продолжается строительство следующих очередей логистического комплекса по Лужскому шоссе (заказчик ООО «Волхова»).

Значительные инвестиционные вложения в отрасли «Транспорт и связь» обусловлены реализацией крупного проекта – строительство моста через реку Волхов.
Начата реализация новых проектов:

проекта ООО «Битумино Новгород» по строительству в Великом Новгороде нефтеперерабатывающего завода на площадке «Акрон». Предприятие уже зарегистрировано в Великом Новгороде, подобрана площадка, начато проектирование. Объём инвестирования в объект в течение трёх лет будет сопоставим с инвестиционным планом ОАО «Акрон» до 2017 года включительно (более 30 млрд. рублей). Будет создано порядка 3 тыс. рабочих мест;

проекта ЗАО «РМ Стил» по строительству металлургического завода по выпуску металлопроката. В настоящее время так же выбрана площадка и идёт согласование места размещения объекта. Стоимость проекта более 1 млрд. рублей. На предприятии будет создано не менее 300 рабочих мест.

На территории города активно ведется жилищное строительство. Среди объектов можно выделить Аркажскую слободу, застройку Псковского и Деревяницких жилых районов, а также «Ривер Хаус» в Северном жилом районе. Планируется к строительству комплекс шестнадцатиэтажных жилых домов «Алые паруса» на Колмовской набережной.

В 2014 году введено в эксплуатацию 69 жилых домов общей площадью 133 078 кв. м, в том числе 45 индивидуальных домов общей площадью 9 727  кв. м. Рост по вводу жилья составил 100,9 % к уровню2013 года (Новгородская область – 353,6 тыс. кв. м или 109,4 %). Доля города в областном объеме 37,6 %. Показатель по вводу жилья на 1 жителя в истекшем году составил 0,605 кв. м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, за 2014 год по оценке составила 24 кв. м (в 2013 году – 23,5 кв. м). 

В 2008 - 2014 годах расселено 38 домов, переселена 251 семья (699 человек), освоено 351,8 млн. рублей (из городского бюджета выделено 184,5 млн. рублей).

В 2014 году из аварийных жилых домов переселено 69 семей (191 человек) из 69 жилых помещений общей площадью 2 689,0 кв. м в 76 жилых помещений общей площадью 3 063,9 кв. м.

Таким образом, задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации № 600, о расселении до конца 2017 года аварийных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2012 года, в Великом Новгороде выполнена досрочно. 

В 2014 году, кроме объектов жилищного назначения, в городе введены в эксплуатацию 7 объектов торгового назначения, 2 объекта складского назначения, 6 объектов производственного назначения, 7 объектов транспортной инфраструктуры (заправки, стоянки, гаражи, автомойки), 16 объектов общественного назначения, 

Говоря об уровне жизни новгородцев, отметим, что среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам организаций (без субъектов малого предпринимательства), за 11 месяцев 2014 года сложилась в сумме порядка 30,5 тыс. рублей и возросла на 6,1 % в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. По области этот показатель составил 27,3 тыс. рублей (107,4%).

С опережающим ростом доходов населения в 2014 году рос товарооборот. 

Потребительский рынок Великого Новгорода насчитывает почти 3 тысячи предприятий. В том числе:

  • 1900 предприятий оптовой и розничной торговли,
  • 400 предприятий общественного питания разных форм собственности;
  • 590 предприятий бытового обслуживания населения;    
  • 7 розничных рынков и 4 постоянно действующие ярмарки.

На территории Великого Новгорода осуществляют деятельность 9 Федеральных сетевых компаний в 88 торговых объектах.

20 тысяч новгородцев занято в торговой отрасли, что составляет 15 % от общей численности трудоспособного населения.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций отрасли с 19 600 рублей в 2010 году выросла к концу 2014 года до 27 436 рублей, что выше областного уровня на 6 908 рублей (20 528 руб.).

Розничный товарооборот Великого Новгорода за 5 лет с 29,8 млрд. рублей в 2010 году вырос на 20,7 млрд. рублей и к концу 2014 года достиг 50,5 млрд. рублей.

Оборот розничной торговли на душу населения в 2010 году составлял 138,7 тысяч рублей, а к концу 2014 года достиг 228,8 тысяч рублей, что на 73,9 тысяч рублей выше аналогичного показателя по Новгородской области (154,9тыс. руб.) 

Оборот общественного питания в расчете на душу населения в 2010 году составлял 7 200 рублей, а к концу 2014 года 10 346 рублей, что выше аналогичного показателя по Новгородской области на 3 100 рублей (7 242 рублей).

Доля Великого Новгорода в розничном товарообороте  Новгородской области по каждому из трех основных показателей составляет более 50%. 

  • Доля оборота розничной торговли – 52,4 % ;
  • Доля оборота общественного питания – 50,5%;
  • Доля розничного товарооборота на рынках и ярмарках – 58,3%.

Все целевые показатели, установленные на 2014 год по отрасли торговля  городом выполнены.

Великому Новгороду на 1 тысячу жителей города департаментом экономического развития и торговли Правительства Новгородской области установлен норматив минимальной обеспеченности новгородцев площадью торговых объектов на уровне 599 кв.м, на 1 тысячу жителей города. 

На конец 2014 года этот показатель в городе составляет 1045 кв. метров, по Новгородской области - 821 кв. метров.

Потребительский рынок города продолжает динамично развиваться, в 2014 году в городе было открыто:

  • 7 предприятий продовольственной торговли:
  • 12 предприятий непродовольственной торговли 
  • 9 предприятий бытового обслуживания населения:
  • 7 предприятий общественного питания.

В истекшем году бюджетная и налоговая политика была нацелена, как и в прежние годы, на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Великого Новгорода в условиях ограниченности доходных источников и необходимости оптимизации бюджетных расходов.

Бюджет Великого Новгорода в 2014 году исполнен по доходам в сумме 4697,6 млн. рублей с ростом к 2013 году 103,2 %, по расходам в сумме 4884,3 млн. рублей, темп роста составил 101,2 %.

Общий объем дефицита составил 186,7 млн. рублей, его удалось сократить по сравнению с 2013 годом на 74,4 млн. рублей до 9,4%. Дефицит бюджета в части собственных полномочий  составил 158,3 млн. рублей или  7,9 % (при плане – 10 %).

Требования, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации по ограничению уровня дефицита, а также все другие нормы бюджетного законодательства в 2014 году, как и в предыдущие годы, соблюдены.

Бюджетная обеспеченность на 1 жителя города за счет общего объема доходов, поступивших в бюджет Великого Новгорода в 2014 году, составила 21,4 тыс. рублей (в 2013 году – 20,7 тыс. руб.). Для сравнения: в Твери – 16 тыс. рублей; в Петрозаводске – 18 тыс. рублей, в Пскове – 20 тыс. рублей. 

В части собственных полномочий обеспечено исполнение плана по всем доходным источникам, поступление налоговых и неналоговых доходов составило 1 993,5 млн. рублей. 

Целевой показатель социально-экономического развития «Доходы местных бюджетов (налоговые и неналоговые) в % к предыдущему году» при нормативе 109,7 %, выполнен на  111,5 %.

Исполнение расходной части бюджета осуществлялось согласно утвержденному бюджету. В части собственных полномочий расходы произведены в сумме 2 151,8 млн. рублей, практически в полном объеме (99,5 % к плану). В 2014 году полностью профинансированы расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений. Обеспечено выполнение целевых показателей по увеличению оплаты труда отдельных категорий работников согласно Указам Президента Российской Федерации.

В отчетном году сохранены и обеспечены финансированием все меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. 

Просроченная кредиторская задолженность по исполнению расходных полномочий городского округа по состоянию на 01.01.2015 отсутствует.

Таким образом, в 2014 году, как и в предыдущие годы, обеспечено планируемое поступление доходов, исполнение всех принятых расходных, а также долговых обязательств Великого Новгорода.

В Великом Новгороде в 2014 году, как и в предыдущие годы, не только обеспечено текущее содержание, но и продолжено дальнейшее развитие городской инфраструктуры.
В соответствии с 131 ФЗ и Уставом Великого Новгорода Администрация Великого Новгорода  в рамках собственных полномочий организует содержание муниципального жилищного фонда, осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда. 

Всего на 1 января 2015 года многоквартирных домов в Великом Новгороде – 1 389. Из них  на 1 января 2014 года нуждалось в капитальном ремонте 787 МКД.

В 2014 году финансирование капитального ремонта жилищного фонда, расположенного на территории Великий Новгород осуществлялось в рамках реализации муниципальной программы Великого Новгорода «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Великого Новгорода на 2014 - 2022 годы».
В 2014 году капитальный ремонт был выполнен в 71 многоквартирном доме, в том числе в 61 МКД по судебным решениям. 

Всего с 2010 по 2014 год включительно капитальный ремонт был выполнен в 578 МКД. 

Общий объем финансирования за счет всех источников в 2014 году составил 97,69 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Великого Новгорода – 89,79 млн. рублей, 3,7 млн. рублей – фонд содействия реформирования ЖКХ, 4,2 млн. рублей – средства собственников.

Ежегодно в соответствии с вступающими в законную силу судебными решениями увеличивается нагрузка на бюджет Великого Новгорода. Администрация Великого Новгорода приступила к исполнению судебных решений в 2007 году. В 2014 году исполнено судебных решений на 76,9 млн. рублей.

Потребность на исполнение неисполненных на 1 января 2015 года судебных решений составила 672 миллиона рублей

Выполнен капитальный ремонт 2 дворовых территорий многоквартирных домов (ул. Кочетова д. 3. и ул. Кочетова д. 1). Средства на капитальный ремонт дворовых территорий: Псковская ул., д. 44, корп. 4; Большая Московская ул., д. 23/7; Ул. Т.Фрунзе - Оловянка, д. 7 в размере 8,1 млн. рублей предусмотрены в бюджете на 2015 год. Работы будут выполнены до 1 июля 2015 года. 

В 2014 году Администрация Великого Новгорода продолжает реализацию капитального ремонта многоквартирных домов в рамках 185 ФЗ.

При этом необходимо отметить, что доля финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ ежегодно уменьшается, а доля софинансирования из бюджета Великого Новгорода и за счет средств населения возрастает.

В соответствии с требованиями 600 Указа Президента РФ для осуществления контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда в 2014 году создана муниципальная жилищная инспекция, а в целях привлечения общественного контроля заключено соглашение между Администрацией Великого Новгорода и общественной организацией «За честное ЖКХ». 

Администрация Великого Новгорода осуществляет полномочия по вопросам местного значения в сфере коммунального обслуживания. Это:

  • организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • организация утилизации твердых бытовых отходов.

Для реализации вышеуказанных полномочий Администрация Великого Новгорода разрабатывает и реализует муниципальные программы, призванные обеспечить обновление основных фондов, а также повышение прозрачности расходования средств местного бюджета.

Так в 2014 году в рамках муниципальных программ выполнено: 

  • строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию повысительной насосной станции мощностью 252 куб. м./час, которая позволит на период до завершения строительства объекта в целом (2017 г.) в полном объеме обеспечить потребности в водоснабжении вводимых в эксплуатацию ЗАО «Проектстрой» в 2015-2016 гг. строящихся жилых домов в Деревяницком жилом районе;
  • в 2014 году введена в эксплуатацию вновь построенная отдельно стоящая автоматизированная водогрейная газовая котельная, установленной тепловой мощностью 12,89Гкал/ч (15МВт) по адресу: г. Великий Новгород, ул. Советской армии, (Деревяницы), которая обеспечит надёжное теплоснабжение указанного микрорайона взамен морально устаревшей и аварийной котельной ОАО Новгородский завод “Стекловолокно”.

В 2014 году разработан и утвержден порядок предоставления субсидий водоснабжающим предприятиям в целях исполнения природоохранных мероприятий на системах и сооружениях водопроводно - канализационного хозяйства, предусмотрены средства в сумме по 11 358,6 тыс. рублей на 2014 и 2015 годы соответственно.

В рамках указанной субсидии в 2014 году выполнены работы (1-я очередь) по капитальному ремонту участка 328 п.м. самотечного коллектора №18 диаметром 1200 мм, Сырковского шоссе в соответствии с заключенным договором подряда между МУП «Новгородский водоканал» и ООО «Строймеханизация».

В соответствии с требованиями 600 указа Президента РФ были утверждены схемы теплоснабжения Великого Новгорода до 2025 года и схема водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода до 2030 года, утверждена инвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры холодного водоснабжения и хозяйственно-бытового водоотведения Великого Новгорода на 2015-2018 годы. В целях развития систем водоснабжения и водоотведения в перечень подключаемых участков комплексной застройки и объектов капитального строительства включены основные направления развития территорий Великого Новгорода.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2014 года по муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Великого Новгорода, пять из шести предприятий завершили отчетный период с положительным финансовым результатом: МУП «Аварийно-диспетчерская служба», МУП « Информационно-аналитический центр по ЖКХ», МУП «Новгородский водоканал», МУСП «Ритус», МУП «Городские бани». 

По итогам 9 месяцев финансово-хозяйственной деятельности МУП «Новгородский водоканал», проведен анализ показателей деятельности предприятия в результате которого объекты коммунального хозяйства, переданные на праве хозяйственного ведения в МУП «Новгородский водоканал» были исключены из плана-графика мероприятий по передаче в концессию объектов коммунального хозяйства.

МУП Великого Новгорода «Теплоэнерго» в соответствии с отчетом имеет убыток по итогам 9 месяцев 2014 года – 50, 3 млн. рублей.

Основными причинами неустойчивого финансового положения предприятия являются:

  • уменьшение реализации предоставляемых услуг относительно тарифного плана на 12%, что приносит по году убыток предприятию на сумму 186,79 млн. рублей;
  • платежи по кредитным обязательствам, не предусмотренные в плановых тарифных расходных статьях в общей сумме 96 млн. рублей;
  • дебиторская задолженность потребителей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения 25,5 млн. рублей.

Работа по сокращению задолженности за жилищно-коммунальные услуги проводилась Администрацией Великого Новгорода в рамках проведения комиссий по урегулированию вопросов, связанных с взысканием задолженностей с управляющих организаций в пользу ресурсоснабжающих организаций. 

Результатом проделанной работы явилось то, что впервые за последние три года уровень задолженности управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК перед МУП «Новгородский водоканал» и МУП «Теплоэнерго» не вырос, а сократился. 

В целях выполнения решения межведомственного совещания от 7 августа 2014 года "О соблюдении органами местного самоуправления, организациями, правоохранительными и контролирующими органами законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", постановлением Администрации Великого Новгорода от 10.11.2014 № 5828 утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород.

В рамках исполнения контрольных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети Великого Новгорода в 2014 году была обследована – 321 дорога, общей протяженностью 228,3 км. Из них нуждается в капитальном ремонте 42 дороги протяженностью 53,4 км, 257 дорог протяженностью 132,5 км нуждается в проведении текущего ремонта. Необходимо строительство тротуаров на 18 улицах города, также на 18 дорогах в Великом Новгороде отсутствует освещение.

В 2014 году содержание автомобильных дорог осуществлялось в рамках подпрограммы "Содержание автомобильных дорог Великого Новгорода" муниципальной программы Великого Новгорода "Совершенствование и содержание дорожного хозяйства Великого Новгорода" на 2014 - 2016 годы.

За прошедший год был выполнен текущий ремонт более 106 тыс. кв. м., что на 43 тыс. кв. м больше, чем в 2013 году. Увеличение количества работ в 2014 году на денежную единицу связано с применением струйно-инъекционного метода устранения дорожных дефектов.

В 2014 году на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Великого Новгорода направлено 215,48 млн. рублей, в том числе 46,2 млн. рублей – средства бюджета Великого Новгорода, 137,3 млн. рублей – средства субсидии из дорожного фонда Новгородской области, 31,98 млн. рублей – внебюджетные средства. 
В 2014 году отремонтировано автомобильных дорог города общей площадью 103 619,43 кв. м и тротуаров общей площадью 3 884,7 кв.м.

Выполнены ремонты автомобильных дорог по следующим улицам:

Большая Санкт-Петербургская; Великая; дублирующие проезды проспекта Мира; ул. Береговая; ул. Советской Армии; ул. Московская; ул. Парковая с проездами; ул. Попова (участки дороги по четной и нечетной стороне ул. Попова от ул.Мира до ул.Ломоносова); ул. Шимская (восстановлен участок дороги от Прусской ул. до ул. Каберова-Власьевской);  ул. Павла Левитта; ул. Стратилатовская; ул. Локомотивная; а ткже ремонт дороги местного проезда в квартале 14 города (ул. Кочетова, д.30).

Кроме указанных выше участков дорог, выполнено также восстановление (ремонт) тротуаров по улицам Молотковской, Славной, Посольской, Радистов, Большой Конюшенной, Зелинского.

В целях обеспечения транспортной доступности к третьему (строящемуся) мосту в 2014 году был размещен заказ на разработку проектно-сметной документации на строительство Большой Московской улицы (новый участок, от ул. Державина до ул. 20 Января) и реконструкцию улицы 20 Января на участке от ул. Советской Армии до Большой Московской ул. Срок проектирования – до 15.05.2015 г. Исполнителем муниципального контракта – ОАО «Институт Новгородгражданпроект» – работы выполняются в строгом соответствии с графиком, установленным муниципальным контрактом.

По мере готовности проекта в текущем году будут проведены конкурсные процедуры и начато строительство объекта. Строительство планируется выполнить в 2015 году, обеспечив при этом съезд (транспортную развязку) с третьего моста, ввод которого планируется в 2016 году.

В рамках подпрограммы «Обеспечение безопасности дорожного движения в Великом Новгороде на 2014-2016 гг.» построен светофор на пересечении ул. Мерецкова-Волосова – Чудинцева согласованно работающий со светофором на ул. Газон (у Ростелекома), 

В соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве с Дирекцией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 гг.» в 2014 г. за счет средств программы выполнены работы по модернизации светофоров на 11 перекрестках города (по всей ул. Санкт-Петербургской и на пересечении ул. Ломоносова и Зелинского) на общую сумму 5,3 млн. рублей. При этом произведена замена 62 транспортных и 48 пешеходных секций светофоров на светодиодные, установлены табло обратного отсчета времени.

Выполнено обустройство 10 пешеходных переходов на улично-дорожной сети города, 10 пешеходных переходов модернизированы с  оснащением дорожными знаками со светодиодной подсветкой.

В целях повышения пропускной способности ул. Б. Московской построен заездной карман на автобусной остановке «Центральный стадион», на 11 карманах отремонтировано дорожное покрытие.

Выполнены запланированные мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

В рамках муниципального заказа разработаны и согласованы с ОГИБДД УМВД России по Великому Новгороду схема маршрутного ориентирования в областном центре и техническое задание на проектирование автоматизированной системы управления дорожным движением

Выполнены работы по проектированию и строительству сетей наружного освещения по улицам Советской Армии, Саши Устинова. Разработка проектно-сметной документации на строительство линий наружного освещения выполнена также по участкам ул. Береговой, Юрьевской наб., сквера по Псковской ул. д. 1. Строительство линии освещения Береговой ул. запланировано в первом квартале 2015 года.

Одна из важных задач в рамках реализации собственных полномочий состоит в эффективном управлении муниципальным имуществом.

В результате исполнения Программы приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2014 году был получен доход в бюджет Великого Новгорода в размере 94 млн. 247 тыс. руб., от продажи 31 объекта недвижимости. Проведено 13 аукционов - продан 21 объект недвижимости, 16 продаж посредством публичного предложения – продано 10 объектов недвижимости. 

В рамках предоставленных полномочий Администрация Великого Новгорода осуществляет передачу нежилых помещений в аренду и безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам.

В 2014 году заключено 70 договоров аренды на общую сумму 19 млн. 693 тыс. рублей, из них предоставлено с понижающим коэффициентом 15 помещений социально-ориентированным некоммерческим организациям, в результате чего сумма предоставленной поддержки составила 7 млн. 646 тыс. рублей. Также было заключено 67 договоров безвозмездного пользования, из них 18 помещений предоставлено некоммерческим социально-ориентированным организациям, сумма предоставленной поддержки составила 8 млн. 547 тыс. рублей. 

В рамках разграничения государственной и муниципальной собственности, предусмотренной Федеральным законодательством в 2014 году было передано в государственную собственность Новгородской области 6 объектов недвижимости 1 508,5 кв.м, из них 5 объектов недвижимости, занимаемых подразделениями Центральной городской клинической больницы, 1 нежилое помещение занимаемого ЗАГСом Великого Новгорода. В муниципальную собственность было принято 6 нежилых помещений общей площадью 2 409,6 кв.м. Также были переданы в муниципальную собственность объекты недвижимости общей площадью 19 755 кв.м. и земельные участки, общей площадью 33 008 кв.м., расположенные на территории мкр. Кречевицы.

Управление муниципальными предприятиями

МУП «Ремстройдор» было акционировано в 2011 году по инициативе самого предприятия, путем преобразования его в открытое акционерное общество. Такая возможность предусмотрена федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация предприятия проводилась с той целью, чтобы дать ему возможность развиваться. Акционерные общества могут быть свободными участниками рынка услуг, участвовать в аукционах и конкурсах на выполнение работ по ремонту дорог, привлекать заемные средства для пополнения оборотных активов, на более выгодных условиях и в более короткие сроки. Находясь в статусе МУПа сделать им это было очень сложно в связи с тем, что имущество МУПа находилось в их хозяйственном ведении и потому самостоятельно и оперативно использовать его с учётом меняющейся обстановки на рынке предприятие не могло. Для улучшения финансового состояния МУП «Ремстрорйдор» Администрацией Великого Новгорода в 2011 году была оказана помощь МУП «Ремстройдор» в виде увеличения уставного капитала на 15 миллионов рублей с целью направления денежных средств на погашение кредита на асфальто-бетонный завод.
Причиной того, что в отношении ОАО «Ремстройдор» была введена процедура банкротства явилось то, что общество приобрело большой объем техники в кредит для выполнения заказов, однако в виду того, что в данной отрасли существует большая конкуренция, а ОАО «Ремстройдор» для стабильного существования должно в год получать заказов на 400 млн. рублей, произошло существенное сокращение объемов его производства и накопление задолженности по кредитным платежам. 

Введение процедуры банкротства не означает окончательную ликвидацию ОАО «Ремстройдор». Законодательством предусмотрено, что по результатам даже конкурсного производства, в случае восстановления платежеспособности, общество может вновь работать, в тех объемах, которые сможет реально выполнять. 

В настоящее время в рамках конкурсного производства проводится работа по передаче в муниципальную собственность сетей ливневой канализации. 

ОАО «Автобусный парк» является обществом, 100 % акций которого находятся в муниципальной собственности. Доля транспортной работы предприятия в настоящий момент составляет 64%, оно является основным перевозчиком в Великом Новгороде. Предприятие эксплуатирует 161 автобус и 37 троллейбусов.

Доходы от основных видов деятельности ОАО «Автобусный парк» за 2014 год составили 600,7 млн. руб., в том числе поступило из бюджета Российской Федерации 50 млн. 600 тыс. руб., выпадающих доходов от предоставления льгот по проезду в общественном транспорте, взысканных в судебном порядке. Расходы от основной деятельности в 2014 году составили 649,5 млн. руб. Таким образом, по итогам работы за 2014 год ОАО «Автобусный парк» получило убыток в размере 48,8 млн. руб.

В 2014 году ОАО «Автобусный парк» не получило в полном объеме субсидию на компенсацию выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан, пользующихся правом приобретения единого социального проездного билета. По состоянию на 31.12.2014 года задолженность за Новгородской областью по выплате субсидии составила 13,6 млн. руб. При своевременном поступлении денежных средств из областного бюджета убыток составил бы 35,2 млн. рублей.

Также, на основании вступивших в силу решений Арбитражного суда, за Новгородской областью числится задолженность по компенсации убытков от перевозки граждан по ЕСПБ за 2008-2012 года в сумме 197,6 млн. рублей.

Несмотря на отрицательный финансовый результат, ОАО «Автобусный парк» стабильно работающее предприятие, своевременно выполняющее принятые на себя обязательства, без привлечения бюджетных и кредитных денежных средств. На предприятии работает 1 125 человек, средняя заработная плата основной категории работников составляет 28,8тыс. рублей. Задержек по выплате заработной платы нет.

Однако одной из главных проблем ОАО «Автобусный парк» до сих пор является нехватка денежных средств для приобретения собственного подвижного состава. Предприятие эксплуатирует 93 автобуса, полученные по договору аренды. В декабре 2014 года данный договор аренды был продлен еще на 3 года

Взыскание задолженности прошлых лет с Администрации области в полном объеме в 2015 году позволит предприятию приобрести собственный подвижной состав, а также выйти на безубыточную работу.

Обновление подвижного состава, а также высокий уровень технического обслуживания и своевременный ремонт позволяет обеспечить регулярность выхода парка до 98%.Как результат – отсутствие претензий по транспортному обслуживанию со стороны населения.

ОАО "ГУК "Великий Новгород" было создано в процессе реорганизации путем слияния ОАО "ГУК "Софийская", ОАО "ГУК "Торговая", ОАО "ГУК "Западная". 
ОАО «ГУК «Великий Новгород» создавалось с целью осуществление полномочий единоличного исполнительного органа в хозяйственных обществах, осуществляющих управление многоквартирными домами. 

С октября 2008 по декабрь 2011 ОАО «ГУК «Великий Новгород» являлся исполнителем коммунальных услуг для потребителей (холодного и горячего водоснабжения, отопления, водоотведения) в управляющих организациях, которыми осуществлял управление. В связи с расторжением части управляющих компаний Западного микрорайона договоров управления с ОАО «ГУК «Великий Новгород», у предприятия осталась задолженность, непогашенная жителями за потребленные коммунальные ресурсы. Также задолженность ОАО «ГУК «Великий Новгород» перед ресурсоснабжающими организациями возникла из-за разницы выставляемой ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям и суммой начисляемой управляющими компаниями жителям в квитанции. 

В настоящее время конкурсным управляющим ведется работа по сокращению данной задолженности, ее взыскание позволит осуществлять обязательства ОАО «ГУК «Великий Новгород» по выплате заработной платы работникам. 

За соблюдением правил благоустройства и содержания территорий в городе осуществляет свою деятельность Контрольно-административное управление Администрации Великого Новгорода.

В 2014 году проведено 49 заседаний административной комиссии, рассмотрено 364 дела об административных правонарушениях, поступивших из контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях административной комиссией муниципального образования

  • городского округа Великий Новгород в 2014 году:
  • наложено штрафов на сумму 2,96 млн. рублей (в 2013 году – 2,9 млн. рублей); 
  • вынесено 135 устных замечаний (в 2013 году - 102).

Специалистами контрольно – административного управления выдано 1570 предписаний, в том числе:

  • специализированным организациям - 43;
  • управляющим организациям - 490;
  • МБУ "Городское хозяйство"- 237;
  • прочим организациям, предприятиям, учреждениям - 800.

Составлено 384 протокола (в 2013 году - 324 протокола).

Наибольшее количество протоколов составлено за мусор на земельных участках, за не окошенные территории, за парковку автотранспорта в зонах благоустройства, за непринятие мер по уборке территорий и прочее. 

В результате проведенных общегородских мероприятий трудовыми коллективами, студентами, учащимися, общественными организациями очищено от мусора более 110 общегородских и бесхозяйных территорий.

В мероприятиях приняло участие более 10 тысяч новгородцев, на полигон ТБО вывезено  около 300 тонн мусора.

Проводилась работа с управляющими компаниями. За неудовлетворительное содержание территорий жилых домов в зимний и летний периоды, содержание зданий и сооружений в 2014 году было составлено 79 протоколов на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и другие. 

В связи с ненадлежащим выполнением обязательств по обслуживанию многоквартирных жилых домов сумма наложенных штрафов на управляющие организации составила – 962,0 тыс. рублей. 

В рамках соблюдения федерального законодательства по вопросам регулирования размещения рекламных конструкций Администрацией разработана и утверждена Схема, регламентирующая установку и эксплуатацию отдельно стоящих рекламных конструкций (щиты, стелы, тумбы электронные табло) на территории Великого Новгорода.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода проводятся в форме  конкурсов и аукционов в целях устойчивого пополнения бюджета Великого Новгорода за счет размещения средств наружной рекламы и улучшения благоустройства и внешнего облика города.
Основной удельный вес в расходах бюджета города традиционно занимают отрасли социально-культурной сферы (образование, социальная политика, культура, физкультура и спорт), на финансирование которых в 2014 году направлено 70 % расходов. 

Делегированные государственные полномочия в области социальной защиты выполняются в установленные сроки и в полном объеме. Подробная информация представлена в отчете.
Самая высокая доля бюджетных расходов направлена на развитие образования – 42,9 %.

Главными задачами в сфере образования являются повышение доступности и качества образовательных услуг, создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта. 

В Великом Новгороде действует сеть образовательных учреждений, позволяющая в полном объеме предоставить образовательные услуги горожанам. 

С целью обеспечения доступности дошкольного образования на территории Великого Новгорода проводится планомерная работа по оптимизации сети образовательных учреждений. 
С 2008 по 2014 год на создание 2611 дополнительных мест затрачено 64 млн.749 тыс. руб. из городского бюджета и 206 млн.989 тыс. руб. из средств других бюджетов, что можно сравнить со строительством 10 новых детских садов на сумму более 1,5 млрд. руб., 

Создание новых мест осуществлено за счет:

  • возврата в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий детских садов. 
  • открытия новых групп на базе образовательных учреждений;
  • эффективного использования существующих площадей;
  • организации вариативных форм дошкольного образования: частных детских садов, групп кратковременного пребывания.

Согласно Указу Президента РФ к 2016 году 100 процентов детей в возрасте от трех до семи лет должны быть обеспечены местами. В Великом Новгороде эта планка уже достигнута, и будет сохраняться в дальнейшем.

Вместе с тем остается нерешенной проблема обеспечения местами в детских садах детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет. А также создание условий шаговой доступности в районах Псковский, Северный и Торговой стороне.

Для решения данной проблемы в этих районах необходимо строительство новых зданий.

В 2014 году продолжилось формирование сети базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в рамках Государственной Программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы. 

За 3 года освоены средства в сумме 19 197,7 тыс. руб. из:

  • федерального бюджета в сумме 11 091,0 тыс. руб.;
  • областного бюджета в сумме 4 827,3 тыс. руб.;
  • муниципального бюджета в сумме 3 279,4 тыс. руб.

Это позволило сегодня в 10 школах и гимназиях, расположенных в разных районах города, реализовывать инклюзивное образование.

В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» ведется поэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Все учащиеся начальной школы и пятых классов обучаются по новым стандартам, в 18 школах города федеральные государственные стандарты реализуются в 6 и 7 классах. 
Переход на новые стандарты проходит поэтапно. Для реализации основных образовательных программ создаются материально-технические условия, развивается  информационно – образовательная среда, школьная инфраструктура 

Государственную итоговую аттестацию проходили 1090 учащихся 11 классов школ города.

Средние баллы по обязательным предметам: русский язык и математика у выпускников Великого Новгорода выше среднеобластных  и российских значений.
Не получили аттестат в 2014 году 2 выпускника общеобразовательных школ и 4 – вечерней школы, что составило 0,55 % от общего числа выпускников. 
Это значение ниже среднеобластного и российского показателя.

В соответствии с «майскими» указами Президента приоритетной задачей Администрации города является сохранение заработной платы работников образовательных учреждений в соответствии со средней заработной платой в экономике. При этом все целевые показатели по оплате труда, установленные «дорожными картами», в 2014 году были достигнуты.
В настоящее время в муниципальной системе образования наблюдается положительная динамика привлечения молодых специалистов. За три последних года в образовательные учреждения Великого Новгорода пришли более 240 молодых педагогов (в том числе, в школы – 136, детские сады – 104). 

21% педагогов – это учителя в возрасте до 30 лет.

Вместе с тем, сегодня остаётся проблема обеспеченности учителями математики и физики в школах Великого Новгорода.

На организацию детского отдыха из бюджета Великого Новгорода на 2014 год выделены средства в общей сумме 43 636,22 тыс. рублей. Общее количество отдохнувших детей и подростков от 7 до 17лет составляет 87% -17 669 чел. В 2013-86,65% (17506чел.).

Отдых был организован:

  • в загородных оздоровительных учреждениях;
  • в санаториях;
  • в оздоровительных лагерях дневного пребывания;
  • в лагерях труда и отдыха;
  • в профильных лагерях. 

В летний период трудоустроено – 913 подростков, большая часть которых из малообеспеченных семей, или стоящих на профилактическом учёте. 

2014 год являлся для спортивной отрасли одним из этапов на пути достижения целей, намеченных муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в Великом Новгороде» на 2014-2016 годы. 

Приоритетным направлением программы является создание условий для укрепления здоровья всех слоёв населения города. 

По информации, поступающей от спортивных организаций, в 2014 году спрос на физкультурные и спортивные услуги в Великом Новгороде продолжил свой рост. 
Так в 2014 году количество систематически занимающихся физической культурой и спортом составило 53 730 человек. Тем самым доля физкультурников и спортсменов составила 26,1% от общего числа жителей города. 

Показатель регулярно занимающихся физической культурой и спортом вырос по сравнению с прошлым 2013 годом (51 700 человек) благодаря выходу на полноценный режим работы «Центральной спортивной арены», открытию новых крупных фитнес-центров, расширению спектра оздоровительных услуг на физкультурно-спортивных объектах разной ведомственной принадлежности, внедрению новых форм работы на площадках по месту жительства и в местах массового отдыха. 

Всегда количество переходит в качество. Так с 2009 года в нашем городе число спортсменов, выполнивших спортивные разряды в течение одного года, увеличилось более чем в 2 раза, в национальных сборных новгородцев за тот же период стало почти в 3 раза больше. Сегодня Великий Новгород в составах сборных команд страны представляют 32 спортсмена по 13 видам спорта.

Ежегодно, по хорошей традиции, в конце года мы вручаем  муниципальные награды, подарки и премии за спортивные достижения наших земляков. В 2014 году среди награжденных было 90 спортсменов и их тренеров.

За период 2014 года в городе проведено более 2 300 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных и 244 официальных мероприятия. Среди наиболее значимых можно отметить: Кубок России по кануполо, Всероссийские соревнования по спортивной гимнастике, спортивному ориентированию, стритболу, легкоатлетическому кроссу, а так же чемпионаты, кубки и первенства города по видам спорта, комплексные спортивные мероприятия для всех возрастных и социальных категорий жителей города, турниры выходного дня, фестивали и праздники по месту жительства и в местах массового отдыха. 

В зимний период в городе заливается около 30 катков, в том числе самый большой открытый каток в городе (70 х 50 м) на стадионе «Волна».

За счёт бюджета города готовятся места массового катания на лыжах в 5-ти микрорайонах, для чего была приобретена специальная техника.

Уровень заработной платы по отрасли так же имеет положительную динамику, как в абсолютных величинах 24 359 рублей (увеличилась на 3310 рублей по сравнению с прошлым годом), так и в сравнении со средней заработной платой работников в сфере экономики (прирост составил 8,2 %).

По обеспеченности спортивной базой показатели сохранились на уровне предыдущего года. Проведены ремонтные работы в МАОУ ДОД «Манеж», ДЮСШ №2, МАОУДО «СДЮСШОР № 1».

В 2015 году продолжится строительство спортивного сооружения «Спортивный центр с универсальным игровым залом» по ул. Псковской в 152 квартале. Пуск объекта состоится в конце текущего года. 

С учетом предложений депутатов Думы и прокуратуры Великого Новгорода в этом году на стадионе «Волна» будут проведены работы по замене гидроизоляции трибуны с установкой современных антивандальных сидений (5 715,0 тыс. руб.), а так же произведен ремонт спортивных площадок на территориях Гимназии №3 и Гимназии «Эврика» (8 000 тыс. руб.).

В городе пройдёт целый ряд всероссийских массовых соревнований собирающих на старт десятки тысяч новгородцев, свыше 200 официальных и около 2000 массовых физкультурно-развлекательных мероприятий на спортивных аренах, на дворовых площадках и в местах массового отдыха. 

Услуги жителям Великого Новгорода в сфере культуры и дополнительного образования детей в 2014 году оказывали 16 учреждений, из них 10 – в сфере культурного обслуживания, 6 – в сфере дополнительного образования детей в области искусств.

В них работало 629 человек (432 – в сфере культурного обслуживания, 197 – в сфере дополнительного образования детей).

В трех культурно-досуговых учреждениях Великого Новгорода работает 172 клубных формирования (кружки, студии, любительские объединения), в них занимается 2 932 человека.
Из общего числа клубных формирований 96 предназначены для детей в возрасте до 14 лет, в них занимается 1 518 человек.

28 творческий коллектив имеет звание «Народный (Образцовый) самодеятельный коллектив».

В 2014 году культурно-досуговыми учреждениями проведено 2 727 мероприятий, их посетило около 1 млн. 48 тысяч человек.

На платной основе проведено 1 336 мероприятий, их посетителями являлись  110 тысяч 530 человек.

В сфере молодежной политики активно работают 2 муниципальных учреждения. В 282 клубных формированиях Центра внешкольной работы «Алые паруса» в течение 2014 года занималось 4 358 молодых людей.

В 2014 году молодежной биржей труда на базе Центра молодежных инициатив «САМ» было трудоустроено свыше 900 подростков и молодежи (проконсультировано – 3 284 человека).
Театром «Малый» на своей площадке было показано 215 спектаклей, их зрителями стали 15 тысяч человек.

85 концертов провел Городской духовой оркестр, их посетили 84 700 новгородцев. Оркестр регулярно принимает участие в значимых мероприятиях не только Великого Новгорода, но и в районах области.

Состоялись городские массовые мероприятия:

  • Новогодняя ночь на Софийской площади;
  • Рождество у Главной новогодней елки;
  • Масленица;
  • Зажжение огней на Главной городской елке.

Были организованы и проведены:

  • 70 годовщина освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков;
  • День защитника Отечества;
  • День Победы;
  • Празднование 1155-летия Великого Новгорода;
  • День семьи, любви и верности;
  • День Знаний;
  • День народного единства;
  • День Неизвестного солдата.

За год на аттракционах парков обслужено 385 365 человек.

Установлены новые аттракционы.

Кремлевский парк в 2014 году стал победителем в конкурсе «Хрустальное колесо» в г. Сочи в номинации «Лучший парк развлечений с количеством посетителей от 250 тыс. до 500 тыс. человек в год».

Обеспечено тематическое оформление города к Новому году, Дню Победы, Дню города.

57 тысяч 300 человек или 26% жителей города являются читателями муниципальных библиотек. Более 1,5 млн. экземпляров библиотечного фонда выдано читателям в 2014 году.
В детских школах искусств обучается 2 272 юных новгородца, из них на бюджетном отделении – 1 439 человек. 

Всего учреждены 18 муниципальных стипендий одаренным детям и молодежи в области образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
Состоялся IX Международный конкурс юных пианистов имени С.В. Рахманинова.

Двое победителей и дипломантов Международного конкурса имени С.В. Рахманинова получают муниципальную стипендию имени великого композитора.
Системная работа по продвижению Великого Новгорода под брендом «Великий Новгород – Родина России» на рынках внутреннего и въездного туризма подтверждается результатами развития сферы туризма за последние годы. 

За последние 5 лет общее количество туристов, принятых на гостиничной базе Великого Новгорода, увеличилось на 18 % и составило в 2014 году 200 831 человек, в том числе число российских туристов увеличилось на 15,3 % (в 2014 году принято 172 574 человека), иностранных туристов увеличилось на 35,4 % (в 2014 году принято 28 257 человек). Доля Великого Новгорода в общем количестве туристов, принимаемых средствами коллективного размещения Новгородской области, составляет более 50 процентов, в том числе по иностранным туристам – более 90 процентов. 

Современное состояние туристской отрасли характеризуется динамикой увеличения количества коллективных средств размещения от эконом-класса до уровня гостиниц 4****. Общий номерной фонд за последние 5 лет вырос на 29%.  

В Центре развития туризма «Красная Изба» туристам предоставляется бесплатная информация, работает круглосуточная телефонная линия на русском и английском языках. Ежедневно почти 1500 пользователей Интернета из 90 стран мира и 85 субъектов РФ посещают сайт для туристов.

Несмотря на кризисный туристский сезон 2014 года, Великий Новгород по-прежнему, остается привлекательным для туристов, о чем свидетельствуют рейтинги ведущих международных сервисов онлайн-бронирования. Как отмечают гости нашего города, Великий Новгород не только гостеприимный, но и один из самых благоустроенных городов. 
Администрация города всегда готова к открытому диалогу с населением, свидетельством тому – 3889 рассмотренных обращений граждан, в том числе: 2995 – письменных обращений и 894 человека приняты на личном приеме мною, как Мэром, и моими заместителями, что на 8 процентов больше, чем в 2013 году (3577 обращений).

Необходимо отметить тенденцию роста количества обращений граждан за последние 5 лет непосредственно ко мне как к Мэру Великого Новгорода, что свидетельствует, прежде всего, о моей доступности для населения, максимальном удовлетворении просьб и предложений, с которыми граждане обращаются.

По тематике наиболее актуальными для горожан остаются вопросы жилищно-коммунального обслуживания, составляющие 51 процент от общего количества обращений. Однако, положительным моментом в 2014 году является сокращение, в сравнении с 2013 годом, почти на 20 процентов количества обращений граждан по вопросам ремонта жилого фонда, что связано с активной работой по реализации 185 Федерального закона и муниципальных программ.

Несмотря на общий рост, почти на 40 процентов в 2014 году, в сравнении с 2013 годом, сократилось количество обращений граждан по вопросам улучшения жилищных условий, в том числе расселения аварийного жилищного фонда, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, многодетных семей и др.

Практически отсутствуют жалобы от горожан на неудовлетворительную работу городских троллейбусных и автобусных маршрутов. В 2014 году в адрес руководства города поступили десятки благодарностей от дачников за сохранение маршрутов, действовавших в 2013 году, до дачных массивов.

На 10 процентов, в сравнении с 2013 годом, сократилось количество обращений граждан по вопросам образования, за счет положительного решения вопросов по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях.

Наиболее проблемными вопросами, с которыми горожане обращаются к руководству и над чем Администрации города предстоит работать в ближайшее время, являются вопросы организации парковок и стоянок автотранспорта и обеспечения инфраструктурой земельных массивов, выделенных льготным категориям граждан для индивидуального строительства.
В 2014 году Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций проведена проверка работы с обращениями граждан в Администрации Великого Новгорода, которая признана удовлетворительной.

Наша задача – в создании надежной и эффективной системы обеспечения обратной связи между населением и Администрацией города. Это позволит наиболее точно управлять процессами в муниципалитете с учетом запросов новгородцев. 

Заканчивая свое выступление, хочу обратить, уважаемые депутаты, ваше внимание на то, что в конце декабря прошлого года известное российское рейтинговое агентство SGM обнародовало рейтинг  устойчивого развития за 2013 год городов России с населением свыше 100 тыс. человек. По совокупности всех показателей (городская и социальная инфраструктура, демография, развитие экономики, экологическая ситуация), на доскональный подсчет и анализ которых у специалистов ушло более полугода (чёткие статданные появляются не ранее марта-апреля), Великий Новгород занял девятое место.

Учитывая сохранившиеся тенденции социально-экономического развития Великого Новгорода по оценке экспертов, место городского округа  в рейтинге 2014 года сохранится.
Все мы понимаем, что в условиях стагнации экономики, ограниченности бюджетных ресурсов, возможного сокращения темпов развития отдельных отраслей, Администрации города в текущем году необходимо уделить пристальное внимание экономному распределению имеющихся финансовых ресурсов и приложить максимум усилий для развития социальной сферы и сохранения имеющихся темпов развития экономики.

Опубликован: 12.05.2015